Порочный лик Мадонны

Небесный образ, запечатленный Рафаэлем в его знаменитой «Сикстинской Мадонне», навсегда вошел в историю живописи как нечто нежное, девственное, чистое. Однако в реальной жизни женщина, изображенная в образе Мадонны, была далеко не ангелом. Более того, она считалась одной из самых развратных женщин своей эпохи.

Форнарина — дочь хлебопека

Впервые Рафаэль повстречал свою будущую музу в 1514 году, когда работал в Риме над заказом знатного банкира Агостино Чиги. Банкир предложил Рафаэлю разрисовать главную галерею своего дворца Фарнезино. Вскоре стены галереи украсились знаменитыми фресками «Три грации» и «Галатея».

Следующим должно было быть изображение «Амура и Психеи». Однако Рафаэль медлил. Он никак не мог найти подходящей модели для изображения Психеи.

Однажды, прогуливаясь по аллеям роскошного парка Чиги, художник очутился на берегу Тибра, где увидел прелестную девушку, которая сумела завоевать сердце Рафаэля, а впоследствии и погубить его. Маргарита Лути — так звали юную римлянку. В итоге она станет главной причиной безвременной кончины великого художника.

В момент знакомства с Рафаэлем Маргарите Лути было всего семнадцать лет. Девушка была дочерью хлебопека, за что мастер прозвал ее Форнариной (forno — печь, fornaj — пекарь). Рафаэль решил предложить девушке поработать в качестве модели и пригласил ее к себе в студию.

В благодарность за посещение художник хотел подарить Маргарите золотое ожерелье, но девушка отказалась. Тогда Рафаэль сказал, что она может купить его за десять поцелуев. Маргарита взглянула на «продавца»: художнику шел тридцать первый год, он был неплохо сложен и хорош собой. Осмотр произвел на прелестницу столь благоприятное впечатление, что она расплатилась с продавцом не поцелуями, а своим молодым горячим телом. Так началась эта связь, которая продлилась шесть лет, до самой смерти мастера.

В объятиях жeниха

Кстати, Форнарина, отдаваясь Рафаэлю, уже не была девственницей. Она лишилась невинности несколько месяцев назад в объятиях жениха — Томазо Чинелли. Каждую ночь они запирались в комнате Маргариты, предаваясь любовной науке. Девушка была прекрасной ученицей и за пару недель освоила все премудрости любви, которым ее научил Томазо. Более того, она стала так яростно отвечать на ласки своего благоверного, что тот однажды заявил:

— В жилах моей возлюбленной течет не кровь, а раскаленная лава.

Вскоре после первого свидания Рафаэль, околдованный чарами прекрасной Форнарины, отправился к отцу своей возлюбленной и выкупил ее за три тысячи золотых. Как выяснилось, папочка не отличался строгостью нравов и был безумно рад удачной сделке.

Художник снял для Форнарины красивейшую виллу в одном из римских предместий, одел в шелка и осыпал драгоценностями. Дочь хлебопека стала жить как знатная дама. В течение года любовники не расставались ни на один час. Рафаэль никого не хотел видеть, пренебрегал работой и занятиями с учениками.

Агостино Чиги начал раздражаться по поводу того, что работа над его галереей приостановлена. Чтобы возобновить ее, банкир предложил Рафаэлю перевезти свою очаровательную возлюбленную в Фарнезино и жить вместе с ней в одном из помещений дворца.

Расплата

Так Рафаэль и Форнарина поселились в доме Агостино Чиги. В то время как художник был занят работой, его любимая, не стесняясь, кокетничала с хозяином.

Однажды, в отсутствие Рафаэля, Чиги решил нанести визит очаровательной Форнарине, дабы проверить ее двусмысленные намеки. Та, едва ей доложили о визите Агостино, расстегнула ворот своего утреннего капота, обнажив роскошные плечи. Прозрачная юбка едва прикрывала колени. Стоило Чиги переступить порог ее комнаты, как Форнарина бросилась ему на шею.

Банкир провел у Форнарины весь день. В конце, обезумев от страсти, банкир на коленях просил красавицу о взаимности. Форнарина не была против кратковременных встреч с Агостино. В то время Рафаэль частенько бывал занят, и Маргарита, это невинное дитя с ангельским личиком, была вынуждена искать утешения на стороне.

К великому мастеру со всей Италии съезжались молодые художники с просьбой принять их в число учеников. Она без зазрения совести кокетничала с каждым вновь прибывшим юношей и чуть ли не открыто предлагала себя. Они с удовольствием принимали приглашение прекрасной ветреницы.

Один за другим эти молодчики навещали Маргариту в ее покоях, но ей и этого было мало. Сексуальные потребности Форнарины были настолько велики, что ни один мужчина уже не мог их удовлетворить.

Рафаэль к тому времени стал все чаще жаловаться на здоровье и в конце концов слег. Общее недомогание организма врачи объяснили простудой, хотя на самом деле причина была иной: чрезмерная сексуальная ненасытность Маргариты плюс творческие перегрузки подорвали здоровье мастера.

Врачи, по традициям того времени, пустили больному кровь, тем самым ещё больше ослабив его здоровье, вместо того чтобы укрепить. Однажды Рафаэлю действительно стало лучше, и решив, что здоровье наконец вернулось к нему, он пригласил к себе Форнарину и занялся с ней любовью. Это вконец погубило славного мастера.

Уже на следующий день художнику стало гораздо хуже. Он понимал, что конец близок. Внезапно почувствовав отвращение к предмету своего вожделения, Рафаэль умолял не пускать к нему бывшую возлюбленную.

Художник умер 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. В завещании он оставил своей любовнице достаточно средств, чтобы она могла вести честный образ жизни. Однако это было ей не по нраву. Форнарина еще долго пользовалась покровительством Агостино Чиги, который в конце концов скоропостижно скончался от той же болезни, что и Рафаэль.

После его смерти Маргарита Лути стала одной из самых роскошных куртизанок в Риме. Однако какова бы ни была судьба этой сладострастной женщины, для потомков она всегда будет невинным созданием с небесными чертами, запечатленным в образе всемирно известной «Сикстинской мадонны».

Юлия Горская

5 1 голос
Рейтинг статьи