Кинеды античности
Что же за тип так достал бедного Энколпия, который, впрочем, и сам отнюдь не возражал против однополой любви и был не на шутку влюблен в красивого и порочного мальчишку Гитона?
Феминизация мужчин
В эллинскую эпоху взгляды на идеал мужской красоты стали особенно благоприятны для развития определенной категории мужской проституции — кинедизма. Входит в моду брить лицо и даже выщипывать волосы. И на смену мужественным бородатым грекам приходит гладкощекое поколение.
В ход идет, выражаясь современным языком, макияж: волосы окрашиваются в светлый цвет, брови разрисовываются, используются румяна, духи, благовонные мази и пахучие масла. Мужчины становятся изнеженными, женственными. Гомосексуальная мужская любовь, а вслед за ней и мужская проституция прочно входят в повседневный быт греков и римлян.
«Он заплевал меня грязными поцелуями…»
Энколпий, злосчастный герой романа Петрония «Сатирикон», попадает в дом развратной Квартиллы. А там среди прочих напастей «явился кинед в зеленой одежде из мохнатой шерсти, подпоясанный кушаком. Он то терся об нас раздвинутыми бедрами, то пачкал нас вонючими поцелуями». Пир разгорелся, и тут «снова объявился кинед, пошлейший из людей, великолепно подходящий этому дому… Он заплевал меня своими грязными поцелуями, после он на ложе взгромоздился и, несмотря на отчаянное сопротивление, разоблачил меня. Долго и тщетно возился он с моим членом. По потному лбу ручьями стекала краска, а на щеках было столько белил, что казалось, будто дождь струится по растрескавшейся стене».
Странствующие актеры и рабы для разврата
Проституирование свободных от рождения мужчин подвергалось строгому наказанию, поэтому основной контингент проституции составляли рабы, военнопленные и чужестранцы. А среди последних высший класс образовывали кинеды — странствующие актеры, шуты, танцоры, исполнители на лире и цитре. Кинед мог в публичном месте или у винной лавки под звуки песен и музыки начать свой похотливый танец.
Ввоз иностранных юношей-рабов в Рим для разврата производился с огромным размахом. Цены на них достигали невероятных высот. Плиний осуждающе пишет об одном случае покупки: «Поистине за сладострастие, а не за красоту было заплачено, когда Луториус Прискус купил Пецона, одного из обрезанцев Сеяна, за 5 миллионов сестерций! И эта позорная покупка прошла для него безнаказанно!»
Особенно ценились рабы из Египта, известные своими едкими остротами и находчивостью. Из них, вероятно, могли получиться неплохие кинеды.

Одежда и жесты
Проституированные мужчины, подобно проституткам, старались привлечь внимание одеждой из дорогих и пестрых тканей и золотыми украшениями. Кинеды имели и свои отличительные знаки. Из жестов было распространено показывать средний палец правой руки, вытягивая его вперед. (Не правда ли, что-то очень знакомое?)
Если грек или римлянин вытягивал по направлению к кому-нибудь средний палец или дотрагивался им до носа, он тем самым безмолвно обзывал того патикусом (пассивным гомосексуалистом).
Этим же способом кинеды обозначали себя друг перед другом. Кроме того, для объяснения с клиентом было распространено почесывание головы пальнем.
Места для «сладких нашептываний»
Аристофан описывает приставание уличных проституированных мальчишек к мужчинам «с сладкими нашептываниями», чтобы склонить потенциального клиента к вступлению в связь. Места для таких прогулок были примерно те же, что и у проституток, — площади, портики зданий. Выбирались и места более темные и глухие, где-нибудь за городом.
Знакомства завязывались и в лавочках, мастерских, банях, гимнасиях, театрах и даже храмах. Для кинедов и их клиентов были доступны и обычные бордели, и специальные бордели для мужской проституции. Обычно перед такими мальчики стояли голыми и без стеснения позволяли осматривать и ощупывать себя.
Существовали и тайные гомосексуальные мужские клубы. Так, приверженцы фригийской богини Котигто устраивали оргии самого развратного характера. А в Риме такие клубы даже праздновали свои мужские балы с переодеванием в женские костюмы.
Бисексуалов лучше обирать сообща
При бурном развитии женской и мужской проституции мужчина в античном мире был в своих сексуальных пристрастиях весьма неустойчив, а потому бисексуальность представляла собой распространенное явление. Но при известной конкуренции между двумя формами проституции существовала и их общность.
Из одной эпиграммы мы узнаем, что кинеды совместно с гетерами устраивали торжественные ночные процессии в честь богов, покровительствующих плотской любви, — например Приапа, который, по одной из легенд, был когда-то изгнан из родного города Лампсаки за фаллос небывалого размера.
Шел и своеобразный обмен ценной информацией — проститутки и проституированные мужчины сообщали друг другу о богатых бисексуальных любовниках, чтобы вместе их обирать, выкачивая деньги.
Рыба гниет с головы
До нас дошли сведения о страстных увлечениях проституированными мальчиками и кинедами императоров Августа, Гальбуа, Вителлия, Тита, Траяна, Адриана. Император Коммод содержал гарем из трехсот (!) мальчиков. Наиболее известен своей гомосексуальностью Нерон, который заключал браки с мужчинами, причем одновременно в одном выступал как «жена» (а позже стал еще и «женой» своего секретаря), а в другом как «муж». В последнем он взял себе «в жены» вольноотпущенника Спора за сходство со своей второй женой Сабиной. Он приказал его оскопить, дал ему платья императрицы и стал называть Сабиной.
Общественное осуждение
Несмотря на такой, казалось бы, разгул проституции, отношение к этому явлению в античном обществе было достаточно строгим. Посещение борделя считалось позором, и чтобы не быть узнанными, клиент, отправляясь туда, голову прикрывал плащом. Поход в бордель открыто считался большим бесстыдством.
Еще строже осуждалась мужская проституция. Один из законов отца греческого законодательства Солона гласил: «Афинянину, который позволяет совершатъ над собой разврат, запрещается быть одним из девяти архонтов, занимать место жреца, выступать защитником перед народом, занимать какую-нибудь государственную должность, будет ли это внутри или вне страны, по жребию или по выбору. Ему не разрешается также быть герольдом, произносить приговор, присутствовать при государственных жертвоприношениях, носить венок во время общих процессий с венками, переступать освященные границы Народного собрания. Если же признанный виновным в том, что он позволил совершить над собой разврат, сделает это, то он подлежит наказанию смертной казнью».
Вот так — от лишения фактически всех гражданских прав до высшей меры.
И в Риме пассивное проституирование кинедов и других категорий мужчин-гомосексуалистов осуждалось и считалось бесчестным. Кстати, обвинением в мужской проституции часто пользовались по отношению к врагу, чтобы возбудить публичное расследование его личной жизни.
«Когда этого не было?..»
И все же, с другой стороны, отношение к проституции вообще
было в древности достаточно терпимым — считалось, что она выпускает пар, предотвращая прелюбодеяние с замужними женщинами, совращение невинных девушек и т. д.
Знаменитый оратор Цицерон в одной из своих речей высказался следующим образом: «Если кто думает, что молодежи запрещено любить проституток, то он придерживается — не могу этого отрицать — очень строгих правил. Но он стоит в противоречии не только с вольными нравами современного мира, но и с тем, что входило в привычку и что было признано нашими предками. В самом деле, когда этого не было? Когда это осуждалось? Когда это не было разрешено?»
Итак, в свободном обществе каждый волен делать свой выбор — естественно, говоря словами Эпикура, чтобы при этом «не причинять и не терпеть вреда». Что же касается финансовой стороны вопроса…
В Древней Греции и Риме отцы нередко лишали своих отпрысков наследства за связи с проститутками и посещение борделей, небезосновательно полагая, что нажитое состояние может быть таким путем довольно быстро промотано.
Юлия Горская